Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32



Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Цепь коррекции в первичной обмотке выходного трансформатора

 

Выправляю систему с новой акустикой под пентодный ламповый усилитель на 6П9. Подключил пентодный ламповый усилитель к более качественному динамику 4А32 с несколько большим сопротивлением, чем у простого. Из-за повышенного сопротивления динамика его режимы работы немного поменялись.

Я пока не делал антизвонных резисторов, т.к. для намотки провода диаметром 0,12 мм виток к витку - нужен укладчик. Выходной трансформатор имеет хорошее секционирование, что для пентодного лампового усилителя совсем не нужно. Это еще усугубляет проблему.

Как ни хотел я обойтись без шунтирования его первичной обмотки RC цепью, но видать не судьба. Сделал расчет номиналов резистора и конденсатора - получилось 10 кОм и 0.015-0.02 мкФ. Поставил 0,015мкФ, стало значительно лучше, уже можно слушать, музыка полилась знакомая - приближенная к естественной.

Надо погонять систему, т.к. акустика более двух лет не включалась и совсем застоялась. 6п9 конечно ВЧ пентод, возможно антизвонная цепь ему и не помешает, но и без нее хорошо играет. Пока послушаю так, а потом решу - стоит ли антизвон ставить в сетки.

В следующем пентодном ламповом усилителе, который уже стоит на стапеле - кенотроны оставлю как есть. Слишком много будет мороки, чтобы их вывесить и не использовать ламповые панельки. А вот крепежи под усиливающие лампы все же переделаю. Вывешу их в хомутах и без ламповых панелек, на цангах - как в экспериментальном пентодном ламповом усилителе. Ну и RCA разъемы заменю на силовые, которые уже опробовал в экспериментальном аппарате. Там уже почти все готово, осталось только эти изменения внести. Ну и конечно трансформаторы Губина вернуть туда, откуда я их позаимствовал. Для экспериментального пентодного лампового усилителя придется самому мотать выходные трансформаторы.

Аббас = Если поставить хороший антизвон в сетку, какой-нибудь старый композитный угольный резистор, он тоже очень хорошо гармонизирует звучание пентода. У константана тембр почти всегда металлом отдаёт, я бы угольный ставил, чисто интуитивно, а там по месту слушать надо, в контексте.

Аббас, спасибо. Металла конечно же не хотелось бы. У меня есть резисторы БЛП, но они на 1.7 кОм - многовато вроде бы. Ну и углеродистые ВС конечно же тоже есть разные.

 

Чувствительность акустики на 4А32

 

Сейчас слушаю струнный квартет - хорошая реалистичная подача музыкальных инструментов, вроде бы особых претензий нет. Слушаю на мощности около 0,1 Ватта - для этого времени суток очень подходящая громкость, все прекрасно слышно и соседей не пугаю. Вчера решил поточнее проверить, на какой же громкости я слушал долбиловку: включил на полную и потом вернулся к той громкости на которой слушал. Я вас обманул, мощность была не 1 Ватт, а где-то 0,2 - 0,3 Ватта, не более. Звучало достаточно громко, особенно бас был внушительный. А на громкости 2 Ватта я даже и не знаю, что со мной соседи сделают. Вот вам и однокаскадный пентодный ламповый усилитель - качает 25-ваттые 4А32 в легкую.

Александр Веб = Раскачать динамик 4а32 мощностью 0,2-0,3 Ватта, даже теоретически невозможно. Я давно работаю с этими динамиками, а в армии играл на ритм-гитаре в ансамбле с акустикой на 4а-32, и был у меня усилитель «Кинап», с двухтактным ламповым усилителем на 6п6с. На эти динамики нужно подать минимум 10 Вт, чтоб они заиграли как надо.

У динамика чувствительность 96 дБ, еще 3 дБ добавляет акустическое оформление ОРТ-а, еще 3 дБ - рупор. И того в сумме получается около 102 дБ. Комната площадью 20 кв.м. 60 куб.м. ее объем, акустически обработанная конечно же.

 

Прослушивание

 

Послушал баллады Майлза Дэвиса. Не все понравилось, но есть отличные вещи. На одной из них интересна работа звукорежиссера. Длительность трека более 8 минут и половина из них слева играет труба Дэвиса, а справа ударник и контрабас. Центр пуст, но почему-то отчетливо понимаешь, что там стоит фортепиано, которое не играет. Как это передается, Бог его знает, но постоянно ждешь, когда же оно заиграет. А оно все не играет и не играет, и когда уже теряешь всякую надежду, труба Майлза замолкает и вступает в игру фортепиано, перекликающееся с ударником и контрабасом. Потом оно замолкает и вступает Дэвис, потом опять фортепиано. Красиво и оригинально и звукорежиссер постарался, хорошо записал. Отлично слышна манера и техника игры Дэвиса, прямо как будто он лично для тебя играет. Диск, за редким исключением некоторых треков, великолепный, дающий полное расслабление.

Поставил диск с долбиловкой Х-гоа называется. Мощность в районе 1-ого Ватта, диффузор почти не движется, рукой еле-еле ощущается, а бас выдает знатный. Думаю, если включить на полную мощность 2 Ватта, соседи дружною толпой ринутся названивать в дверь. 2 Ватта в моей системе - ну очень много, одним вполне можно обойтись.

Записи Московского трио солистов. Двойник, на первом CD диске запись вел Вепринцев, на втором - Гаклин. Солисты - Башкиров - фортепиано, Безродный - скрипка, Хомицер - виолончель. Записи 1966 и 1967 годов.

Как понимаю скрипка и виолончель у солистов были одинаковые, свои при обеих записях. А вот фортепиано совершенно разные, это прекрасно слышно. Кроме этого разные помещения записи, разная их акустика, разная рассадка исполнителей (или так звукорежиссер их "рассадил" при сведении). Звукорежиссеры разные, у них разные микрофоны, разная техника записи, разное понимание, как должно правильно звучать, как надо правильно сводить запись.

В общем, несмотря на то, что солисты в трио одни и те же, звучание на этих двух дисках ну очень разное и, соответственно, музыка воспринимается несколько по-разному. Играют они разные произведения, на первом диске - Моцарт и Шостакович, на втором – Чайковский. Я сейчас не об этом, а о тех различиях, которые прекрасно слышны и передаются моей системой с однокаскадным пентодным ламповым усилителем на 6П9.

 

Испытания после изменений

 

После замены кое-каких деталей, звучание пентодного лампового усилителя уже на уровне. Ну а можно ли его еще улучшить - буду слушать еще и на другом музыкальном материале и буду думать. Если замечу какое-то несоответствие, или что-то будет беспокоить, приму меры, чтобы это устранить. Устранять буду без всяких измерений, не придумали еще приборов, которые музыку меряют. Только ушками, ушками, причем исключительно своими - если конечно вы намерены сами это слушать. Если делать пентодный ламповый усилитель не для себя, а для кого-то, тогда и надо все рассчитывать, измерять разными приборами по несколько раз в подряд. И все равно, нет никакой гарантии, что другому человеку понравится и будет удовлетворен его личный вкус.

Катод 75м = Поиск резонанса между ушками и ламповым усилителем с акустикой являет собой смысл жизнедеятельности целой плеяды звуколюбов, или по-иноземному аудиофилов. Но эти резонансы, как и родители и дни рождения, у каждого свои - сугубо индивидуальны.

 

Фазировка

 

После двухдневного прослушивания осознал, что у пентодного лампового усилителя в целом неправильное звучание и надо что-то делать. Последней каплей стал диск "Марина Влади и Высоцкий". Прекрасно знаю его звучание, особенно Высоцкого - это просто безобразие, а не звучание, которое выдает система. Вопрос - почему так?

Прилетает муза и подсказывает - а ты уверен, что фазировка акустики правильная? А надо вам сказать, что я подключил акустику, не зная заранее - правильно ли ее сфазировал. У меня есть тестовый диск Свободы, где есть проверка правильности фазировки - по этому тесту все нормально и фазировка правильная. Но я еще тогда чувствовал - она неверная, несмотря на тестовый диск, который говорил - все правильно. Все признаки неправильной фазировки были налицо.

Беру паяльник и отпаиваю акустические провода. Кстати заодно решил больше их не припаивать, а использовать мои терминалы клиновой конструкции. Перекидываю провода, зажимаю клином, включаю - И ВОТ ОНО СЧАСТЬЕ! Все стало так, как и должно быть - ПРАВИЛЬНО. И это слышно на 100 %.

А как же измерения по тестовому диску? Ставлю его опять - по нему фазировка опять показывается правильная, только все более ясно и четко проявляется. Вот вам и измерения - ничего они не стоят, результат достигается только ушками и своим восприятием, больше ни как.

При неправильной фазировке меня еще удивил такой факт - когда начался тест воспроизведения низов, я услышал их только с 35 Гц. Причем на 35-40 Гц был горб, потом значительный спад - то есть АЧХ на низах была очень странная и неправильная. Я не стал тогда с этим заморачиваться, так как тестовый диск показал правильную фазировку акустики.

После перекидки проводов снова прослушал тест НЧ. Громкость была небольшой, поэтому начал я их слышать уже с 30 герц, при бОльшей громкости было отлично слышно НЧ с 20 Гц. АЧХ стала чуть ли не идеальной, такого ужаса, как ранее не было. И только на 120 Гц у меня горб, но про него я знал всегда, на этой частоте находится резонанс помещения и сделать с этим что-то сложно.

Музыка зазвучала обалденно - мороз по коже, мурашки по спине, волосы на голове дыбом. Вот так-то, а то кто-то тут говорит, что надо измерять, если плохо слышишь. Возможно и надо, а если со слухом и с интуицией все в порядке – ничего измерять НЕ нужно. Уши и музыкальное восприятие сами все покажут и подскажут, а муза поможет. Низа сейчас стали такие - всех святых выноси. Я бы в расчетах и приборах блуждал сотню лет, и так бы и не вышел на Божий свет, к МУЗЫКЕ.

 

Акустический кабель

 

Aovox = На фото видно подключение акустики к пентодному ламповому усилителю серым кабелем. Это CANARE и он моножильный?

Нет, он многожильный и достаточно мягкий. У него внутри между жилами достаточно много хлопковых нитей, они все жилы обвивают. Это сделано для того, чтобы на сцене можно было по нему ходить (он ведь профессиональный, для сцены), хлопок демпфирует и защищает жилы. Внутри каждой жилы 1,25 кв. мм. очень много тонких жилок, поэтому он мягкий. Изоляция жил - полиэтилен, тоже не жесткий.

Aovox = По кабелю понятно, попробуйте советский ВВГ монолитный 2х2,5.

Я читал, что он звучит более-менее, но у него двойная ПВХ изоляция, а я и с одной сейчас не стал бы применять. Если на что-то и буду менять, то только на изготовленное своими руками из разных голых медных моножил в ХБ изоляции - больше ни на что. Ну а ПВХ изоляция - это худшее, что можно придумать.

Aovox = Юрий подберите акустически провода, они влияют на звук кардинально, у меня всегда лучше играли моножилы, чем многожильный провод. Раз двести системы людям делал, а еще лучше самодельный литцендрат. Я делал по-простому, покупал провод ПВ1 в бухте 0,5 - 0,75 сечением, по 6 - 8 штук свивал дрелью и потом две таких косички между собой. Только его нужно предварительно по направлению отслушать и уложить все 12 - 16 жил в одном направлении. Такой провод уделывал большинство многожильных фирменных дороже него в 30 раз...

Наверняка так и есть. Останавливает то, что внутри моей акустики разводка сделана кабелем CANARE и ее пока придется оставить. Внутрь я не полезу, т.к. это целая проблема, на месяц как минимум. А снаружи - а почему бы и не заменить. Куплю медные провода без лака разного сечения, одену каждый в ХБ изоляцию и потом совью с небольшим шагом.

 

Стоимость пентодного лампового усилителя

 

  • Выходные трансформаторы 2 шт: 400 $;
  • 4 дросселя: 150 $;
  • 4 кенотрона и 4 лампы: 200 $;
  • Корпус: 150 $;
  • Силовые трансформаторы: 100 $;
  • МБГО 10 мкФ на 400в, 150-180 р.шт: 150 $;
  • Бумаго-масляные: 100 $;
  • Материалы, провода, изоляция: 50 $;
  • Работа: 500 $.

 

Детали плюс работа - 1820 $. Нужно добавить расходы на поиск компонентов, поездки, перевозки, пересылки, почтовые и транспортные расходы, отопление, электроэнергия, припой, инструменты, расходные материалы, средства защиты – еще 80 $. Вот и считайте, одна только себестоимость пентодного лампового усилителя составляет 2000 $. Но это стоимость за отборные детали, очень качественные выходные трансформаторы и дроссели, сделанные по всем правилам, фирменные лампы и т.д. а вообще вилка стоимости комплектующих для этого аппарата: от 700 до 1500 $ без стоимости сборки и наладки.

Подключил пентодный ламповый усилитель на 6П9 к более качественному динамику с таким-же сопротивлением, как у более простого, и звук перестал нравиться. Нет, так дело не пойдет. А посему - придется вносить изменения в пентодный ламповый усилитель, пока он не начнет работать на качественный динамик так, как звучит музыка в консерватории.

Метод доводки лампового усилителя и отстройки системы на слух кому-то может показаться неправильным и даже криминальным. Отстраивать систему только по приборам придет в голову разве только глухому, у которого нет ни слуха, ни музыкальной памяти. У меня слух и музыкальная память в наличии, и приборы кстати тоже, просто я ими редко пользуюсь, и посему, настраивать сою систему я буду на слух.

 

Ссылки по теме

 

 

Автор: Виталий Аовокс Опубликовано: aovox Авторский пентодный ламповый усилитель - Часть 9 Авторский пентодный ламповый усилитель - Часть 9
Источник: http://aovox.com/creativework/521


Ламповый усилитель для 4а32 фото



Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32

Ламповый усилитель для 4а32